IEEE: швейцарский мозговой чип оказался быстрее разработки Илона Маска

28 августа 2024, 10:17
Фото: Pixabay / geralt
28 августа 2024, 10:17 — ЭкоПравда

Учёные Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) сообщили в журнале IEEE Journal of Solid-State Circuits о новом революционном нейрочипе, способном распознавать рукописные буквы по сигналам мозга с точностью 91%. Этот прорывной проект заметно превосходит разработки Neuralink по многим параметрам.

Экспериментальный чип MiBMI, созданный швейцарскими учёными, имеет размеры всего 8 мм² — в 23 раза меньше современного чипа Neuralink. Кроме того, в отличие от чипа Neuralink, который требует внедрения игл десятков зондов в нервную ткань (что часто приводит к их смещению или выпадению), зонд MiBMI считывает информацию непосредственно с поверхности коры головного мозга. Это упрощает процесс и снижает риск осложнений, не влияя при этом на точность работы устройства.

Швейцарские исследователи подошли к задаче распознавания мысленных рукописных символов с инновационным подходом, используя нейронные маркеры, присвоенные каждому символу алфавита. При мысленном представлении написания буквы или символа в мозге пациента активируются определённые специфические маркеры, которые учёные назвали Отличительными Нейронными Кодами (Distinctive Neural Codes, DNC). Эти коды стали своеобразным «сокращением» для каждой буквы, позволяя чипсету MiBMI обрабатывать сотни байт данных вместо традиционных тысяч байт информации о нервной активности.

Использование DNC позволяет MiBMI значительно сократить энергопотребление и ускорить обработку данных. Более того, такой подход способствует уменьшению времени обучения других пациентов, желающих воспользоваться имплантатом. На текущем этапе чип распознаёт 31 рукописный символ, однако его возможности будут расширены до сотни символов в будущем.

Следующим шагом в разработке станет обучение чипа распознавать не только текст, но и другие виды мозговой активности. Проведённые эксперименты показали, что MiBMI способен идентифицировать рукописные тексты с точностью 91%. При этом следует отметить, что испытания чипа пока ограничивались лабораторными условиями и обрабатывали сигналы, полученные в предыдущих экспериментах. В отличие от MiBMI, чип Neuralink уже разрешён для клинических испытаний на людях и помогает людям.

Ранее «ЭкоПравда» информировала о том, что ученые из Самары создали «пленку» для измерения концентрации кислорода в крови.