Новосибирские ученые раскрыли секрет голубого цвета ячменных зерен

19 августа 2024, 13:22
Фото: Pixabay /Hans
19 августа 2024, 13:22 — ЭкоПравда

Зерна ячменя оказались богатыми антиоксидантами, при этом их голубой цвет обусловлен природными пигментами — антоцианами.

Ведущие ученые активно изучают генетические механизмы синтеза этих биоактивных соединений, которые могут помочь снизить риск хронических заболеваний через нормализацию липидного обмена у человека.

Сотрудники Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (ИЦиГ СО РАН) провели исследования по созданию сортов пшеницы и ячменя, обладающих такими свойствами.

В ходе экспериментов была подтверждена связь гена HvMyc2 с голубой окраской зерен, а также выяснилось, что сорта ячменя с голубым зерном содержат в алейроновом слое антоцианины, которые не только придают окраску, но и обеспечивают защиту от ультрафиолетового излучения и низких температур.

Ученые выяснили, что отсутствие одного нуклеотида в этом гене делает его нефункциональным, лишая зерна голубого цвета и антиоксидантных свойств.

Однако, исследование показало, что в некоторых случаях, даже с активным геном, окраска не проявляется.

Эксперименты с мутацией гена на сортах с белыми зернами подтвердили возможность восстановления синтеза антоцианов и их накопления.

Этот результат открывает перспективы использования генного редактирования для создания зерновых культур с повышенным содержанием полезных соединений, что может существенно улучшить их питательную ценность.

Напомним, что какао способно стимулировать умственную деятельность. Подробнее об этом читайте в материале «ЭкоПравды».