РИАН: ученые нашли гены живучести пшеницы и сои

14 октября 2024, 08:06
Фото: Pixabay / ckstockphoto
14 октября 2024, 08:06 — ЭкоПравда

Исследователи Института цитологии и генетики СО РАН сделали важное открытие, выявив генетические маркеры пшеницы и сои, которые помогут создать устойчивые к изменениям климата сорта. Эти результаты, опубликованные в журнале Frontiers in Plant Science, могут кардинально изменить подход селекционеров к разработке новых культур.

Согласно данным Росстата, в 2023 году Россия собрала 92,8 миллиона тонн пшеницы и более 6,5 миллиона тонн сои. Несмотря на внушительные объемы производства, агропромышленный комплекс сталкивается с проблемой необходимости в зерновых и зернобобовых культурах, обладающих более высокой урожайностью. В последние годы особенное внимание уделяется сое, которая нашла широкое применение не только в кормлении животных, но и в качестве ингредиента в многочисленных пищевых продуктах – от кондитерских изделий до биодобавок.

Группа новосибирских ученых, состоящая из генетиков, биоинформатиков и селекционеров, провела масштабный генетический анализ, охватывающий 175 сортов сои и 133 сорта яровой мягкой (хлебной) пшеницы. Исследования проходили в течение четырех лет в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ). В процессе детального изучения более 20,000 участков генома были выявлены ДНК-маркеры, ответственные за ключевые характеристики, такие как содержание белка, время цветения, стадия налива зерна и созревание.

По словам Елены Салиной, руководителя отдела молекулярной генетики растений ИЦиГ СО РАН, новые линии сои и пшеницы будут отличаться повышенным содержанием белка и коротким сроком созревания, который особенно важен для Западной Сибири. Устойчивость к различным погодным условиям обеспечит их хорошее развитие и возможность удобной машинной уборки.

Ранее «ЭкоПравда» информировала о том, что врач Шведова прокомментировала новый метод лечения диабета из Китая.