Российские ученые научились проверять уровень радиации в продуктах питания

13 марта 2023, 12:53
13 марта 2023, 12:53 — ЭкоПравда

Российские ученые разработали способ контроля сохранности овощей после лучевой терапии с помощью метода «отпечатков пальцев», говорится в сообщении Российского научного фонда. В прошлом для дезинфекции свежих фруктов и овощей использовались химикаты. Но эти продукты были вредны как для окружающей среды, так и для здоровья человека. Об этом сообщает «Газета.ру».

Один из способов образования свободных радикалов в овощах — подвергнуть эти продукты интенсивному облучению (рентгеновским лучам). Оно убивает бактерии, но при взаимодействии с пищей образует и другие химические соединения. По этой причине контроль количества излучения, поглощаемого пищей, имеет решающее значение для сохранения ее качества и вкуса при уничтожении вредных бактерий.

Ученые МГУ предложили метод обнаружения радиационного облучения, основанный на накоплении побочных продуктов при облучении. При обработке определенными реагентами образец, содержащий следовые количества радиоактивных веществ, будет светиться разными цветами и излучать волны разной длины. Чтобы продемонстрировать эффективность своего метода, авторы использовали в экспериментах клубни картофеля двух сортов. Ученые обработали их известными дозами рентгеновского и электронного излучения в диапазоне от нуля до 10 килоГрей.

Затем образцы прореагировали с тремя различными флуоресцентными красителями, которые испускали свет при освещении, что позволило нам наблюдать различия в клубнях, получивших разные дозы. Когда картофель одного сорта подвергался воздействию электронных лучей или рентгеновских лучей, компьютерный алгоритм смог отличить обработанные образцы со 100% точностью — но только до 95% при использовании рентгеновских волн. Ученые считают, что созданный метод является универсальным и может быть использован в будущем для контроля других продуктов, облучаемых радиацией.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что исследователи обнаружили сходства инструментов у первобытных людей и современных обезьян