В развитии атеросклероза российские учёные заподозрили дефекты генов

28 мая 2024, 15:38
freepik.com
28 мая 2024, 15:38 — ЭкоПравда

Сотрудники лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики (ИЦИГ) СО РАН выяснили, что дефекты гена рецепторов липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) нарушают работу кровеносных сосудов, что ведёт к атеросклерозу.

Зачастую к развитию атеросклероза приводит утолщение стенок сосудов из-за скопления холестерина, задержка в кровотоке кальция и потеря гибкости сосудов. При семейной гиперхолестеринемии причиной является генетическое повреждение, из-за которого наблюдаются высокий уровень холестерина и, как следствие, атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания. В 85-90% это связано с геном рецепторов ЛПНП.

«С помощью клеточной модели пациента мы смогли узнать, что происходит с этими клетками, даже если они не вступали в контакт с атеросклеротической бляшкой, сравнили их с аналогичными клетками здоровых людей. И доказали, что нарушения в работе гена рецепторов ЛПНП сами по себе негативно влияют на клетки сосудов», — комментирует старший научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, к.б.н. Ирина Захарова.

Как отметили в пресс-службе ИЦИГ СО РАН, в будущем это открытие позволит разработать наиболее эффективные средства терапии для лечения гиперхолестеринемии. На данный момент только у 3-6% пациентов при лечении показатели возвращаются к норме.

Ранее «ЭкоПравда» сообщила, что гранаты полезны при жировой болезни печени.